Как сохранить хорошее зрение у ребенка (школьника) и у взрослого?

Как сохранить хорошее зрение у ребенка (школьника) и у взрослого? 15.08.2018

У ребенка в любом возрасте (в т.ч. у годовалого) может развиться близорукость. У детей старшего возраста (от 6, 8 и 10 лет) она обычно появляется из-за высоких нагрузок на глаза из-за школы или длительного пребывания за компьютером.

Последнее время заболевание стремительно молодеет и поэтому чтобы не допустить его развития у своего ребенка, следует принимать профилактические меры заблаговременно. 

Врожденная близорукость является редким явлением, в большинстве случаев у детей наблюдается дальнозоркость. По одной из возможных причин, это заболевание вызвается отклонениями во внутриутробном развитии.

Близорукость у детей может развиваться по следующим причинам:

  • Наследственность – как правило, если родители страдают близорукостью, то дети попадают в группу риска. Развитие болезни обусловлено недостаточным развитием глазной ткани, которая растягивается по мере роста глаза.
  • Врожденные отклонения – возможны патологии хрусталика или роговицы, врожденная глаукома может стать причиной развития близорукости.
  • Высокая нагрузка на глаза – долгое рассматривание движущихся объектов вызывает у детей сильное напряжение взгляда, в результате чего может развиться близорукость.
  • Ослабленное здоровье – близорукость может развиваться вследствие перенесенных болезней, не связанных со зрением. Поэтому важно не запускать имеющиеся заболевания.
  • Плохой рацион питания – недостаток витаминов может стать одной из основных причин развития близорукости у детей.
  • Неудобное рабочее место – плохое освещение на столе у ребенка, неправильно подобранная мебель, может привести не только к нарушению осанки, но и к развитию близорукости.

Как распознать миопию

Как сохранить хорошее зрение у ребенка (школьника) и у взрослого?

До 3 лет обследование ребенка производится только методом наблюдения. С трехлетнего возраста зрение проверяется с помощью специальных таблиц. Если обнаружится снижение остроты зрения, то врач рекомендует корригирующие линзы, которые помогут улучшить зрение.

Детям от 5 лет и старше проверять зрение нужно каждый год, поскольку все они находятся в зоне риска по развитию миопии. У детей школьного возраста близорукость может развиться в слабой или средней степени. Болезнь, как правило, не прогрессирует и не дает осложнений.

Основным признаком того, что у ребенка 5-10 лет развивается болезнь, является ухудшение видимости предметов и объектов, расположенных на расстоянии. Школьники могут жаловаться на то, что им плохо виден материал, написанный на доске, а при пересаживании поближе, ситуация разрешается.

Дети с установленной близорукостью должны наблюдаться у доктора не реже 1 раза за полгода.

Прогрессирование заболевания может начаться с 6 лет и закончится к совершеннолетию. При прогрессировании близорукости могут развиться осложнения, и восстановить зрение уже не удастся.

Нужны ли ребенку очки?

При близорукости у детей, многие родители задаются этим вопросом, особенно если проблема со зрением у малыша невелика.

Безусловно, лучший вариант – это получение консультации окулиста. Однако ношение очков на ранних стадиях развития детской близорукости положительно сказывается на течении заболевания.

Как сохранить хорошее зрение у ребенка (школьника) и у взрослого?

Ношение очков в детстве от 1 до 10 лет позволяет остановить близорукость у детей и восстановить зрение.

Другой вопрос – ребенок не захочет носить очки. Но сейчас выбор велик, и можно подобрать красивые очки, которые понравятся маленькому пациенту.

Как остановить близорукость?

У ребенка с миопией происходит нарушение обменных процессов и кровообращения, что приводит к дистрофии в склере. Именно поэтому для близоруких детей очень важна физическая активность, занятия спортом, прогулки на воздухе. Обязательным условием является устранение инфекционных заболеваний. Рацион питания ребенка обязательно должен содержать витамины.

Прогрессирующую близорукость можно лечить с помощью рефракционной терапии с использованием ночных линз, которые позволяют исправить зрение. Другие методы являются неэффективными.

С помощью ночных линз можно изменить форму роговицы, она приобретает плоскую форму. Днем роговица сохраняет новую форму, изображение фиксируется на сетчатке, как у здорового человека. Результат подобного метода схож с лазерной коррекцией зрения — подробнее. Линзы подбираются в зависимости от особенностей строения роговой оболочки.

Как сохранить хорошее зрение у ребенка (школьника) и у взрослого?

  • Регулярно выполнять упражнения для глаз – способ заключается в напряжении и расслаблении глаз.
  • Прием витаминов и биодобавок — см. список рекомендованных витаминов при близорукости.
  • Физиопроцедуры – по назначению врача.
  • Ограничить просмотр телевизора и игру на компьютере.
  • Обеспечить нормальное освещение на рабочем месте ребенка.
  • Контролировать рацион питания.

Лечение детской близорукости

Избавиться от заболевания терапевтическими способами невозможно. Задачей врача является предотвратить прогрессирование. Традиционно назначается аппаратное лечение, тренировки, но это может дать результат только на ранних стадиях течения заболевания.

Распространенными методами лечения являются:

  • Инфракрасная лазерная терапия – помогает снабдить ткани питательными элементами, снять спазм аккомодации.
  • Вакуумный массаж – позволяет повысить гидродинамику глаза, улучшить кровообращение.
  • Лазерная терапия – стимулирует работы нервных клеток сетчатки с целью улучшения пространственного зрения.
  • Электростимуляция – улучшает проводимость импульсов в глазном нерве.
  • Амблиокор – улучшает работу нейронов зрительной коры.

Программа лечения для каждого ребенка индивидуальна. Учитывается возраст, состояние здоровье, психическое равновесие. 

Зрение школьников: профилактика | Статьи

Во время обучения в школе ребенок получает большинство информации посредством зрительного восприятия. Очевидно, что от качества зрения зависит успеваемость и работоспособность ребенка.

Почему обучение в школе начинается в 7 лет?

Не все родители знают, почему детей берут в школу именно в семилетнем возрасте. Дело в том, что именно к этому времени у ребенка начинает формироваться абстрактное мышление. Без него невозможно усвоение правил грамматики и арифметики.

Вместе с тем именно к семилетнему возрасту ребенка рефракция его глаз становится эмметропической. Это означает, что школьник сможет одинаково хорошо считывать информацию из книги, находящейся перед его глазами, и с доски, которая висит на удалении от него.

К семи годам мелкая моторика у большинства детей развивается до достаточного уровня, а мышцы пальцев рук крепнут — все готово для обучения письму, рисованию и другим наукам.

Как сохранить хорошее зрение у ребенка (школьника) и у взрослого?

Как понять, что у ребенка плохое зрение?

Косвенных признаков изменения рефакции достаточно много. О них можно говорить, если ребенок:

  • садится слишком близко к экрану или держит книгу перед самым носом во время чтения;
  • водит пальцем по строке, которую читает, или часто теряет то место, где читал;
  • часто наклоняет голову, чтобы разглядеть предмет поближе;
  • закрывает один глаз во время чтения или просмотра телепередачи;
  • зажмуривается при ярком свете;
  • часто трет глаза;
  • жалуется на головные боли или переутомление глаз.

Что такое скрининговый осмотр у окулиста?

Скрининговое обследование традиционно проводится в третьем, девятом и одиннадцатом классе. Задача врача — выявить пациентов с офтальмологическими проблемами и тех, кто находится в группе риска по ряду параметров.

Стоит заметить, что скрининг не заменяет полноценного обследования у офтальмолога. Поэтому, если вы заботитесь о зрении своего ребенка, обязательно посещайте с ним окулиста не реже двух раз в год.

Своевременно выявленная проблема устраняется гораздо легче, чем запущенная ситуация. В случае, когда у ребенка уже есть проблемы со зрением, и он носит очки или контактные линзы, офтальмолога следует посещать раз в год.

Это связано с тем, что по мере роста ребенка изменяется размер его глаз. Поэтому в школьном возрасте очки приходится менять довольно часто.

Как сохранить хорошее зрение у ребенка (школьника) и у взрослого?

Заболевания глаз у школьников

Чаще всего у детей школьного возраста встречаются следующие заболевания:

  • Миопия. Связана с увеличением размеров глазного яблока. Также может развиваться из-за повышения преломляющей способности прозрачных сред глаза. При миопии изображение фокусируется не на плоскости сетчатки, а перед ней. Изображение, передаваемое на сетчатку, размывается и теряет свою четкость. Типичный возраст, при котором развивается близорукость, — от 8 до 14 лет. В этот период глаз активно растет, а нагрузка на аппарат, отвечающий за аккомодацию, сильно повышается. Детям с близорукостью не удается сфокусироваться на предметах, находящихся на расстоянии, — в частности, на классной доске. Для исправления близорукости используют рассеивающие линзы с отрицательными диоптриями.
  • Гиперметропия. Причина развития этого заболевания — уменьшение размеров глазного яблока. Также гиперметропия может развиваться при недостаточной преломляющей силе оптических сред глаза. За плоскостью сетчатки формируется четкое изображение, а на саму сетчатку оно передается размытым. Дальнозоркость чаще всего появляется у детей младше 10 лет. Если уровень нарушения рефракции невелик, ребенок может хорошо видеть вдаль и на близком расстоянии (благодаря активной аккомодации). При гиперметропии более 3,5 диоптрий назначаются очки. Также рекомендуется носить очки, если преломляющая способность каждого из глаз разная либо у ребенка присутствуют симптомы перенапряжения глаз. При дальнозоркости назначают очки с собирающими линзами (положительные).
  • Астигматизм. Развивается, когда степень преломления лучей в двух перпендикулярных плоскостях разная. При астигматизме изображение, проецируемое на сетчатку, искажается. Очень часто заболевание связано с анатомическими аномалиями в структуре глаз — к примеру, с неравномерной кривизной роговицы. При разнице в преломлении менее одной диоптрии пациент не чувствует дискомфорта. При более выраженных степенях астигматизма зрение становится нечетким: контуры предметов расплываются и искажаются. Коррекцию астигматизма проводят с помощью очков со стеклами цилиндрической формы.
  • Нарушение аккомодационной способности. Характеризуется потерей четкости зрения при попытке зафиксировать взгляд на движущемся объекте. Также невозможным становится наблюдение за объектами, расположенными в разной степени удаленности от наблюдателя. Причина патологии — изменение в сокращении волокон цилиарной мышцы и связанные с этим перемены в коррекции кривизны хрусталика. При данном заболевании зрение может быть четким только при изучении предметов, находящихся на небольшом расстоянии, или при взгляде вдаль. Спазм аккомодации очень легко спровоцировать, когда ребенку от 8 до 14 лет. В этом возрасте нагрузки на глазной аппарат крайне велики. При спазме аккомодации наблюдается устойчивое напряжение волокон цилиарной мышцы: она не может расслабиться. Хрусталик меняет форму на более округлую, четкость зрения вблизи повышается. Однако вместе с тем предметы, находящиеся вдали, ребенок видит хуже. Данное патологическое состояние также называют лобной близорукостью. Устранить его можно при помощи специальных капель и гимнастики для глаз.
  • Недостаточная конвергенция. При этой патологии ребенок не может удерживать зрительную ось на предмете, расположенном вблизи. Глазное яблоко отклоняется в сторону, в результате чего формируется диплопия (двойной образ). Коррекция патологии возможна при помощи специальных упражнений.
  • Отсутствие бинокулярного зрения. Данная патология характеризуется тем, что ребенок не может видеть объем изображений. Образы с сетчатки правого и левого глаз не соединяются воедино. Эта патология возникает из-за разной четкости изображений или их локализации в разных областях сетчатки. Другими словами, появляется картинка с двумя наложенными друг на друга изображениями. Чтобы бороться с таким «удвоением», центральные структуры головного мозга воспринимают изображение только от одного из глаз (обычно от того, который лучше видит). Зрение становится монокулярным. Для восстановления его бинокулярности требуются длительные тренировки и искусственная коррекция зрительных функций.
Читайте также:  Окумед - аналоги и заменители последнего поколения

Как сохранить хорошее зрение у ребенка (школьника) и у взрослого?

В «Центре восстановления зрения» обследование пациентов проводится с использованием современной диагностической аппаратуры. По его результатам вы получите консультацию опытного офтальмолога.

Клиника работает с 8:00 до 20:00, семь дней в неделю. Наши врачи — специалисты с многолетним стажем, научными степенями и персональными наградами.

Они оперативно выявят причину снижения зрения и назначат грамотное лечение диагностированных патологий.

  • Позаботьтесь о зрении вашего ребенка прямо сейчас — запишитесь на прием на сайте «Центра восстановления зрения».
  • Лечение близорукости у ребенка: оперативно, недорого.

"30 процентов детей оканчивают школу в очках": как обезопасить ребенка от миопии

Почти 50 процентов современных школьников к третьему классу имеют проблемы со зрением. Об этом свидетельствуют данные исследования «Национального научно-практического центра здоровья детей» Минздрава России.

Специалисты центра отмечают, что в сложившейся тенденции ухудшения зрения у детей виноваты гаджеты. Мнения специалистов, с которыми пообщалось сетевое издание m24.ru, в этом вопросе разделились.

О том, как обезопасить ребенка от заболеваний глаз и что является их главной причиной – в материале издания.

Как сохранить хорошее зрение у ребенка (школьника) и у взрослого?

ТАСС/ picture alliance / Arco Images G/Waldhaeusl, F.

“Гаджеты на зрение не влияют, то есть на зрение здорового глаза”

В результате многолетних наблюдений за столичными школьниками специалисты установили, что уровни распространенности миопии слабой степени у первоклассников в 2005 и в 2014 годах были одинаковыми.

Однако у нынешних школьников уже со второго класса резко возрастает распространенность дефектов зрения.

В прошлом десятилетии близорукость выявили у 25 процентов маленьких пациентов, то в этом – у 49 процентов.

Врач-офтальмолог Вячеслав Куренков рассказал m24.ru, что пагубное влияние гаджеты оказывают на детей, которые уже имеют генетические или наследственные заболевания глаз. В остальном использование планшетов и смартфонов для здоровых глаз безвредно.

«Гаджеты на зрение не влияют, то есть на зрение здорового глаза. Если у ребенка здоровые глаза, то, сколько бы он ни пользовался гаджетами, оно останется нормальным.

Но если у ребенка проблемы со зрением в связи с наследственными факторами или есть генетически особенности, которые провоцирует заболевание, то естественно перенапряжение глаз, длительная работа на близком расстоянии будет провоцировать развитие близорукости», – пояснил специалист.

Он добавил, что стандартно близорукость у школьников появляется к третьему-четвертому классам. Однако заболевания касаются только детей с предрасположенностью к близорукости или дальнозоркости.

«Сейчас стали более тщательно следить за здоровьем детей и чаще проводить обследования и диспансеризации, соответственно и выявляемость близорукости стала больше.

Если у ребенка выявили близорукость, то необходимо посетить офтальмологический центр, чтобы ему обязательно назначали очки для постоянного ношения. Дело в том, что многие родители думают, что чем позже ребенок наденет очки – тем лучше, но это не так.

Глаз плохо работает без очков, более того, близорукость будет больше прогрессировать, если пациент не пользуется правильной коррекцией», – заметил врач.

Основной рекомендацией для профилактики снижения зрения у детей Вячеслав Куренков назвал соблюдение гигиены рабочего места школьника: стол и стул должны соответствовать росту ребенка, рабочее место школьника должно располагаться у окна и быть достаточно освещенным, а тетради и канцелярские принадлежности должны всегда быть под рукой.

“40-50 процентов детей наследуют близорукость, если у одного из родителей миопия, и 80 процентов – если миопия у обоих родителей”

Доктор медицинских наук, детский офтальмолог Игорь Азнаурян в беседе с m24.ru отметил, что по данным Росстата, около 1,5 миллиона детей до 14 лет ежегодно впервые ставят диагноз, связанный с проблемами зрения.

«30 процентов детей в России сегодня оканчивают школу в очках.

Факторов, влияющих на снижение остроты зрения, множество: сбой формирования и закладки глазного яблока внутриутробно (инфекции во время беременности, преждевременные роды), неконтролируемое увлечение гаджетами, раннее обучение детей – длительное рисование или чтение на близком расстоянии, слабое освещение, неправильный режим дня ребенка, короткий срок пребывания на свежем воздухе, большие зрительные нагрузки во время учебы. Значительную роль в развитии близорукости играет и наследственный фактор: 40-50 процентов детей наследуют близорукость, если у одного из родителей миопия, и 80 процентов – если миопия у обоих родителей», – рассказал детский офтальмолог.

Вылечить уже возникшую близорукость, к сожалению, невозможно. У большинства людей к 18 годам рост близорукости останавливается, но есть те, у которых и в 20 она продолжает прогрессировать.

После стабилизации близорукости можно сделать лазерную коррекцию и избавиться от очков навсегда. И это можно делать, не дожидаясь пресловутого 18-летнего возраста.

Главный критерий – отсутствие роста близорукости в течение 3-х лет, добавил эксперт.

«Но это вовсе не означает, что можно пустить ситуацию на самотек и дождаться, когда прогрессирование близорукости прекратится естественным образом. Мы (в клинике доктора Азнауряна – m24.

ru) разработали программы эффективного терапевтического лечения близорукости у детей, которые позволяют нам в 85 процентов случаев стабилизировать близорукость у ребенка. Самым эффективным на сегодняшний день является так называемое аппаратное лечение.

Но важно понимать, что детская близорукость имеет свою специфику, свою причину возникновения и прогрессирования. В этом случае не может быть одного аппарата, который помогает всем от всех болезней», – пояснил Азнаурян.

Он отметил, что при близорукости лечение должно быть направлено на ее стабилизацию. В программу лечения детской близорукости включаются различные процедуры физического, оптического и медикаментозного воздействия.

Достижения мировой детской офтальмологии доказали эффективность малых доз препаратов, расслабляющих напряжение внутриглазных мышц.

Эти препараты также назначаются индивидуально, концентрация и доза препарата подбираются с учетом особенностей пациента.

«Не стоит забывать родителям и о профилактике. Глаз человека изначально приспособлен для взгляда вдаль. При длительной работе на близком расстоянии глаза испытывают серьезное напряжение и приспосабливаются к работе на близком расстоянии.

Цилиарная мышца, управляющая хрусталиком и помогающая нам сфокусироваться на близком расстоянии, находится в «привычном» напряжении, это еще называют спазм аккомодации. Этот спазм и приводит к удлинению глазного яблока. Поэтому крайне важно во время занятий делать перерывы по 15 минут через каждые 30-40 минут.

А лучше всего — чередовать занятия с активным отдыхом на свежем воздухе», – подчеркнул офтальмолог.

Игорь Азнаурян заключил, что особое внимание родители должны обратить на то, как ребенок пользуется всевозможными гаджетами.

Мелкий шрифт и мелкие изображения, а также постоянное меняющееся расстояние до рассматриваемого объекта – основные источники негативного воздействия на зрение школьника.

Когда ребенок держит телефон в руке, расстояние до экрана не фиксировано, как в случае с книгой или тетрадью, лежащими на столе.

Опасный спиннер

Ранее сообщалось, что Роспотребнадзор решил проверить воздействие спиннеров – популярной игрушки – на детскую психику.

В ведомстве отметили, что в России наблюдается «агрессивное продвижение» спиннеров в детской и подростковой среде.

Влияние игрушек изучат совместно с научно-исследовательскими организациями в сфере охраны здоровья детей и подростков.

Также сетевое издание m24.ru выяснило, какие травмы можно получить, играя со спиннером.

Отмечается, что в адекватных руках спиннер никакой опасности не несет. В большинстве случаев все проблемы, которые происходили с вирусом, были осознанной попыткой пользователей сделать его более опасной, чем он есть. Например, влогер из США разместил на лопастях спиннера лезвия, а в промежутках – иголки. Итог: порез между большим и указательным пальцем при попытке сделать обычное вращение

Еще один популярный способ членовредительства при помощи спиннеров заключается в попытке закусить раскрученные лопасти.

Как сохранить здоровое зрение школьника в период подготовки к экзаменам – Сахалинский центр микрохирургии глаза

Весна — сложный период в жизни школьников, особенно у учеников средней и старшей школы: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, занятия с репетиторами, дополнительные кружки и факультативы занимают практически всё свободное время.

В первую очередь такой плотный график и связанная с этим усталость сказываются на здоровье глаз: у школьников постепенно развивается близорукость. Её основные причины — несоблюдение гигиены зрения, длительная эмоциональная нагрузка, а также негативное воздействие гаджетов: ноутбуков, смартфонов и планшетов.

Читайте также:  Расшифровка обследования ребенка после осмотра офтальмолога

Давайте разберёмся, как помочь ребёнку пережить этот непростой период, сохранив чёткое зрение.

Несоблюдение гигиены зрения

Многие школьники неправильно сидят за рабочим столом: пишут или читают, буквально уткнувшись в учебники и тетради.

В результате долгой концентрации на близком расстоянии глазное яблоко постепенно деформируется, свет начинает попадать не на сетчатку, а за неё, делая изображение вдали расфокусированным, вследствие чего со временем развивается близорукость.

Чтобы избежать этого, оборудуйте ребёнку комфортное рабочее место: широкий стол, регулируемое по высоте кресло с анатомической спинкой, а также дополнительный источник освещения.

Подберите высоту кресла таким образом, чтобы между глазами и лежащим на столе учебником было как минимум 30 сантиметров. Также посоветуйте школьнику каждые 20 минут отвлекаться от учёбы и делать простую гимнастику для зрения: вращать глазами по часовой стрелке, фокусироваться по очереди на удалённом предмете и предмете вблизи.

Стресс

С английского слово «stress» переводится как «напряжение, давление, нагрузка». Этот перевод наиболее точно отражает процессы, которые происходят в глазах при стрессовой ситуации. Дети подвержены стрессу в гораздо большей степени, чем взрослые. Как правило, в эмоционально тяжёлой ситуации организм выделяет гормон адреналин, который мобилизует все его внутренние резервы.

Учащается сердцебиение, повышается артериальное давление, то есть в первую очередь страдает сердечно-сосудистая система, а значит и сосудистая система глаз. Возникает так называемый синдром туннельного зрения: исчезает периферийное зрение, и человек начинает воспринимать только то, что попадает в центр сетчатки.

К счастью, это кратковременный эффект, но если испытывать стресс на протяжении долгого времени, то могут возникнуть такие симптомы, как сухость в глазах, «чёрные мушки», подёргивание глаз (миокимия), головные боли. Чтобы уберечь ребёнка от этого, минимизируйте стрессовую ситуацию.

Разговаривайте с ним спокойным тоном, не нагнетайте стрессовую ситуацию, обеспечьте полноценный и богатый витаминами рацион. Будет уместно, если в это горячее время вы освободите его от домашних обязанностей. Ребёнок, который испытывает большую эмоциональную нагрузку, становится вспыльчивым и раздражительным — постарайтесь успокоить его, отвлечь.

Не нужно заставлять его целый день корпеть над учебниками: прогулка на свежем воздухе, смена привычной обстановки хоть на короткое время придадут ему сил для усвоения новой информации.

Вредное воздействие излучений экранов электронных устройств 

Сейчас подготовка к экзаменам немыслима без использования электронных гаджетов: словарь, энциклопедию, учебники и справочную литературу с успехом заменяет ноутбук или планшет. Да и развлечения подростка тоже так или иначе связаны с электронными устройствами.

Соответственно, нагрузка на глаза в период подготовки к экзаменам существенно увеличивается и в конечном итоге может привести к ухудшению зрения.

Это происходит из-за постоянного напряжения глаз, возникающего вследствие фокусировки на одном и том же расстоянии на протяжении долгого времени, а также в результате воздействия вредного сине-фиолетового света, который излучают экраны электронных устройств.

Он вызывает ощущение сухости в глазах, усталость, напряжение, а также увеличивает риск развития заболеваний сетчатки. Помимо сине-фиолетового света, экраны излучают сине-голубой диапазон, который участвует в процессах контроля сна и бодрствования, влияет на память, эмоции и очень полезен для человека.

Поэтому во время пользования компьютером ребёнку, вне зависимости от того, есть у него проблемы со зрением или нет, рекомендуется надевать очки с защитными линзами, специальное покрытие которых фильтрует синий свет, блокируя вредный сине-фиолетовый и пропуская полезный сине-голубой диапазон. Такие линзы также минимизируют напряжение глазных мышц, и, даже после долгого нахождения перед монитором в глазах не возникает чувства сухости и рези.

На сегодняшний день электронные устройства — неотъемлемая часть жизни. В том числе они стали играть большую роль в образовательном процессе.

И к сожалению, мы не можем ограничить ребёнка в использовании гаджетов в ходе обучения, избавить его от физической и особенно психологической нагрузки, которую он испытывает во время подготовки к экзаменам и их сдачи.

Но в наших силах поддержать ребёнка и помочь ему пережить этот стрессовый момент жизни без последствий для здоровья глаз.

Лучшие специалисты и высокотехнологичное оборудование помогут вам сохранить зрение.

Мы ждем Вас по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 279А

Телефон: 290-440

Сайт: www.sakhglaz.ru

Лицензия: ЛО-65-01-000998 от 12.12.2016

Профилактика нарушений зрения у школьников

Профилактика нарушений зрения у школьников.

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональных свойствах зрительного анализатора — наших глазах.

С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый — близорукий.

И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.

Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.

Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей — это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Спазм аккомодации. Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.

Близорукость.

Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.

Первые признаки появления дальнозоркости — ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя.

В более выраженных и поздних стадиях — понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм. Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость.

Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика. А в школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения.

Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза.

Между тем, к сожалению, именно в школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и в первую очередь, близорукость.

Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность — увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим.

С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций. Профилактика нарушений зрения подразделяется на первичную -предупреждение возникновения нарушений зрения и вторичную -предупреждение прогрессирования уже имеющихся нарушений зрения.

Профилактические мероприятия по предупреждению нарушений зрения у школьников.

Очень важны все основные гигиенические вопросы режима для школьника — построение учебного дня в школе, организации уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время .В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов.

Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения.

Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступившим к занятиям, четыре урока ежедневно — непосильная нагрузка, в том числе и для органа зрения.

Исследования показали, что учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость.

Следует остановиться и на распределении учащихся по сменам. Учебные занятия в 2 смены еще имеют место в наших школах. С позиции гигиены детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс должны заниматься только в первую смену.

Читайте также:  Окомистин для детей - применение глазных капель

Первая смена позволяет значительно легче организовать правильный режим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них остается больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т.д. Отдых же улучшает и состояние зрительных функций.

Занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения.

Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк (люкс-единица измерения освещенности).

Основные гигиенические требования, предъявляются к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе.

Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.

В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.

На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %.

Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест в школе и дома. Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона.

Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно надо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным.

Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.

Необходимо регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций.

Тогда как 1-1,5 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими, когда орган зрения напрягается меньше.

Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.

Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места школе и   в домашних  условиях.

При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате.

Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т.

е. создаются предпосылки для развития близорукости.

Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Поэтому освещенность от настольных ламп должна быть 150 лк.

Итак, освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.

Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач.

Однако, при всем их культурном значении, они должны быть регламентированы с позиции гигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для глаз школьников.

Поэтому, составляя режим дня, очень важно стремится к созданию оптимальных условий, с тем, чтобы телевизионные передачи не увеличивали накопившееся за день утомление, а наряду с пользой максимально способствовали отдыху детей.

Все рекомендации по просмотру телевизионных передач должен давать врач офтальмолог во время беседы с родителями и детьми, еще раз напоминать, что наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при слишком близком расстоянии к экрану телевизора.

Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах. Но лучше всего расположиться от телевизора не ближе, чем на 3 метра, при этом следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном.

Если школьник носит очки для дали, ему следует их надеть, чтобы излишне не напрягать зрение.

Как всякая зрительная работа, просмотр телепередач может привести к утомлению, особенно если проводится в неблагоприятных условиях.

Напряжение зрения объясняется не какой-то особой спецификой телевидения, а скорее тем, что в течение дня к органу зрения предъявляются большие требования, и ежедневный просмотр телепередач может стать дополнительной нагрузкой на зрение.

Нужно помнить, что с возрастом непрерывно совершенствуется работа зрительного аппарата (это связано с ростом и развитием самого школьника). В период роста, как вы уже знаете, орган зрения легко поддается различным влияниям, благоприятным и неблагоприятным.

Многие врачи считают, что близорукость возникает и развивается вследствие длительной напряженной зрительной работы на близком расстоянии, особенно выполняемой при плохих условиях освещения. У детей же нагрузка на зрение увеличивается из года в год. И с этим нельзя не считаться. Зрительная работа у детей младшего школьного возраста 5—7 ч в день (30—42 ч в неделю), у школьников среднего и старшего возраста еще больше — 8—10 ч в день (48—60 ч в неделю).

Для предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия: расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате, качество изображения на экране.

Экспериментальные исследования показали, что наибольшее утомление и напряжение зрения у людей возникает при слишком близком расположении к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах. В семье каждый имеет свое излюбленное место перед телевизором.

Вот лучше всего и расположиться удобно в кресле, на стуле (обратите внимание, они не должны быть слишком мягкими), на расстоянии не ближе 1-2 м от черно-белого телевизора и 2-3 м от цветного. Сидеть дальше 5-5,2 м от телевизора не рекомендуется. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже.

Если школьник носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть, чтобы излишне не напрягалось зрение.

Если смотреть телепередачи в темноте, глаза приспосабливаются к ней, чувствительность их возрастает, и мы видим на экране больше деталей и оттенков, но через некоторое время сказывается большая разница между ярким свечением экрана телевизора и темным фоном комнаты — глаза быстро устают.

Лучше всего, если комната освещена верхним светом или настольной лампой, торшером и т. п., не находящимся в поле зрения и не отражающимися на экране телевизора.

Днем телевизор следует смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни следует закрывать окна легкими шторами, так как яркий солнечный свет, попадая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения, ухудшает видимость, что создает дополнительное зрительное напряжение.

С позиций профилактики зрительного утомления очень важно не концентрировать внимания в течение длительного периода на экране телевизора. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, окружающие вас, чтобы дать отдых глазам.

Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.

Когда вы сидите, то испытываете постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Статическое усилие более утомительно, чем динамическое.

Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия.

Устав, школьник очень часто принимает неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии, а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге, вы увеличиваете нагрузку на зрение и тем самым способствуете развитию близорукости.

Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.

Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30-35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).

Необходимо коснуться такого важного аспекта в профилактике зрения у школьников как компьютер. Строгое соблюдение правил зрительного режима при работе с компьютером предотвращает развитие компьютерного синдрома и нарушений зрения.

Только при совместном действии врачей, учителей и родителей, можно сохранить или предотвратить нарушения зрения.

Берегите зрение!

Поделиться в соц. сети

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector